Toyota. Качество - превыше всего или Что такое «андон» и «джидока»
В цеху по сборке автомобилей Toyota молодой рабочий у конвейера неожиданно дергает за специальный шнурок, расположенный около него. Звучит мелодия и весь конвейер останавливается. Остальные сборщики в цепочке спокойны, нет никакой паники, все знают – так на практике работает один из основополагающих принципов системы управления производством (TPS), разработанный компанией. Молодой рабочий всего лишь не успел закрутить гайку или надеть шайбу. И у него есть полное право дернуть за андон (специальный шнур) и остановить весь конвейер, чтобы все-таки сделать свою работу. И сделать ее качественно. Он никогда не получит порицаний или взысканий за это, наоборот - будет тщательно проанализирована причина, устранены помехи и выслушаны, если имеются, его предложения по улучшению рабочего процесса в этой точке конвейера. Ведь конечная цель - наивысший уровень качества сборки автомобилей марки Toyota.
Ткацкий станок образца 1901 г., придуманный Сакичи Тойодой, также был оснащен системой автоматической остановки в случае обрыва нити. И хотя в современной системе сборки остановку конвейера делает человек, нить - как прообраз беспрерывного цикла производства, прерываемого только в случае «обрыва» цепочки, послужила идеей для внедрения одного из принципов той самой системы TPS, под названием «джидока». Если попробовать дословно перевести иероглифы этого слова, то становится ясно, что оно состоит из двух слов - «человек» и «автоматизация». Андон и джидока - одни из cлагаемых секрета качества компании Toyota. Об остальных принципах мы расскажем ниже, а пока, вернемся к ткацким станкам Тойоды.
Свои первые ткацкие станки Сакичи Тойода начал конструировать уже в 20-летнем возрасте, в 1887 г. Впоследствии у него будет и неудачный опыт создания первого собственного мануфактурного производства, и станки различных конструкций, в том числе и автоматические, и, наконец, в 1920 г. успех - второе крупное ткацко-прядильное предприятие, на котором 60 000 прялок и 400 ткацких станков были собственностью Сакичи Тойоды. Сейчас в музее промышленности и технологий Тойоты, который находится в том же здании, где располагалась прядильная фабрика Тойоды, а затем - Toyota Motor Corporation, экспонируются некоторые из тех ткацких станков.
Хотя Сакичи Тойода и не увидел при жизни автомобили, названные его фамилией, он заложил материальный базис будущего крупнейшего автопроизводителя мира. Патент на выпуск автоматических ткацких станков, разработанных вместе с сыном Киичиро, Сакичи успешно продаст британской компании Platt Brothers. Эти средства станут стартовым капиталом, когда после смерти Сакичи Тойоды в 1930 г., Киичиро возьмется за выпуск автомобилей.
Начиная с 20-х годов на японском автомобильном рынке, доминировали американские компании. Небольшая доля рынка принадлежала Datsun. Очевидно, ориентируясь на потребителя, привыкшего к американским машинам, Киичиро принимает решение при выпуске первой модели брать за основу американские образцы. Несколько лет конструкторы, по заданию Киичиро, занимались изучением автомобилей марки Chevrolet, разбирая их до винтика. Затем последовали командировки японских инженеров в США, где они изучали тонкости производства. И наконец, в 1935 г. были собраны прототипы двух моделей - легковой и грузовой. Назвали их, соответственно, A1 (AA) и G1. В следующем году они пошли в серию.
Начались продажи. И в 1937 г. Киичиро трансформирует департамент по производству автомобилей в отдельный концерн Toyota Motor Co., Ltd. Правда, первая легковая модель Toyota AA большим спросом не пользовалась. Грузовик же продавался успешнее, поскольку удалось наладить его поставки для армии.
Во время Второй мировой Toyota снабжала вооруженные силы Японии упрощенными вариантами грузовиков нескольких марок. Заводы компании сильно пострадали от налетов американской авиации, но это не помешало Тойоте в 1947 г. начать на уцелевших заводах выпуск послевоенных моделей, таких как пикап Toyota SB и легкового автомобиля Toyota SA. В этом же году с конвейеров сойдет и стотысячный автомобиль компании.
1950 г. для Тойоты выдался сложным. Послевоенный кризис в Японии породил угрозу увольнения служащих компании. Волна внутренних протестов, которую поддержал Киичиро, вынудила его подать в отставку, демонстрируя свою солидарность со служащими. Его место управляющего директора занимает двоюродный брат Эйджи Тойода.
В 1951 г. появляется родоначальник линейки джипов Toyota Land Cruiser - военный внедорожник Toyota BJ, созданный с оглядкой на американский Willis MB. Под капотом японский джип скрывал 6-цилиндровый двигатель объемом 3,4 л, в отличие от 4-цилиндрового 2,2 л мотора Willis MB. Последующие эволюции линейки, продолжающиеся вплоть до наших дней, вылились, в итоге, в дорогой внедорожник класса люкс - Land Cruiser 200, ничем не напоминающий своего далекого предка.
Тем временем, в компании назревают серьезные перемены, поскольку на карту поставлен вопрос ее выживания. Эйджи Тойода берется за дело, засучив рукава. На первое место по значимости он выводит качество сборки автомобилей. Даже само конструирование, по его мнению, не играет столь важной роли. Он вводит принцип «кайзен», который означает контроль качества на каждом этапе сборки, а не только в конце процесса. Кроме того, к оптимизации процесса сборки мог подключиться любой служащий, даже простой рабочий. Если его идея внедрялась на практике, он получал солидное вознаграждение. Разрабатывается также пятилетний план модернизации оборудования.
В 1957 г. для Тойоты открываются ворота американского рынка. Toyota Crown начинает поставляться в США, однако не находит отклика у американских покупателей. Но такие, относительно небольшие неудачи, на фоне стремительной внутренней эволюции компании, только спровоцировали усиление дальнейшего роста. Философия Тойоты продолжала развиваться. Принцип «канбан», когда комплектующие поставляются непосредственно к месту сборки по мере надобности «точно и вовремя», позволил избавиться от промежуточных складов, соответствующих материальных потерь и лишнего расхода рабочего времени. Сборщики заказывают необходимое при помощи системы карточек и получают его точно к сроку. Тогда же появилась и описанная выше система «андон и джидока».
В 1963 г. начинается выпуск погрузчиков марки Toyota, которые идут, в том числе, и на экспорт. Следующая экспансия на американский рынок в 1968 г. с моделью Toyota Corolla была более успешной. Возможно, сыграло свою роль точное попадание в запросы потребителей. Сегмент компактных, дешевых и практичных автомобилей еще не был до конца заполнен успешно продававшимся в США Volkswagen Beetle. В короткие сроки Corolla достигла его популярности и уровня продаж. В 1965 г. компания получает Deming Prize - японскую награду за качество, которая справедливо последовала, как следствие грамотной и мудрой внутренней политики организации производства. Дебют модели 2000GT, ориентированной изначально на гоночные трассы, состоялся в 1967 г. На этой машине было поставлено 16 рекордов скорости. На сегодня, 2000GT - это эксклюзивный коллекционный спортивный автомобиль, цена на который колеблется в пределах 100-150 тыс. долларов. Миллионной отметки достигает экспорт автомобилей марки Toyota в 1969 г. За границу поставляются не только легковые автомобили, но также небольшие грузовики и пикапы, такие как - Land Cruiser, Stout, Hi-Lux. В этом же году компания расширяет свою экспансию в Европу, открыв в Брюсселе Центральный европейский дилерский офис.
В 1970 г. появляется спортивная Toyota Celica, которая будет использоваться также в раллийных гонках и претерпит до 2007 г. (год окончания выпуска линейки) массу технических изменений. Будет выпущено 7 поколений с разными двигателями, со всеми видами приводов, с четырьмя типами кузовов. Также в 70-х гг.. будет начато производство таких моделей, как Carina (спортивный седан, выпускавшийся до 2001 г.), Tercel (компактный экономичный автомобиль с передним приводом), Сorona Mark II (предлагавшаяся, как 4-дверный седан, универсал и 2-дверное купе). В 1972 г. общие объемы производства за все годы составили 10 млн. единиц.
В 1980 г. ежегодный выпуск Тойот составляет 3 млн. автомобилей в год и в начале года собрана 30-миллионная машина. В 1982 г. Toyota и General Motors создают совместную компанию подназванием New United Motor Manufacturing Incorporated. Toyota Camry, представленная в 1983 году, стала любимым семейным седаном в США и самым продаваемым автомобилем страны в период с 1997 по 2005 год. В настоящее время Camry продается в 27 странах и производится в 10. В 1989 г. специально для рынка США Toyota создает люкс-бренд Lexus, открывая для себя сегмент автомобилей премиум-класса. Первые модели Lexus LS 400 и ES 250 стали поступать в продажу с 1 сентября 1989 г.
В 1994 г., соединив в одной модели качества внедорожника, компактного универсала и экономичность, компания выпускает модель RAV4. Заявленная изначально, как машина для активного отдыха молодежи, RAV4 с каждым поколением дрейфует в сторону автомобилей премиум-класса. С 2010 г. она выпускается уже в 3-м поколении. В 1997 г. Toyota удивляет мир своим вкладом в дело защиты окружающей среды, представив серийную модель с гибридным двигателем. Toyota Prius, которая выпускается до сих пор, может работать как на бензиновом моторе, так и на электродвигателях, при этом подзарядка аккумулятора происходит от генератора или во время процесса торможения. Сам бензиновый двигатель тоже необычный. Это пятитактный мотор так называемой системы Аткинсона. Он отличается высокой экономичностью и хорошими экологическими показателями, но, при этом, - небольшой мощностью, что компенсируется электродвигателями. В 1998 г. появляется еще одна, ставшая популярной, модель – Avensis. Сейчас выпускается уже третье поколение с дизельными и бензиновыми двигателями, с 6-ступенчатой МКПП или с АКПП-вариатор.
В 2002 году Toyota и альянс PSA Peugeot Citroen начинают сотрудничать и открывают производство автомобилей в Чехии, также появляется Toyota Scion - первый концепт-кар, запущенный в серийное производство. В 2009 г. всемирный экономический кризис оказал влияние и на Тойоту, впервые за 59 лет компания окончила год с минусовым балансом. Однако, уже в 2012 г. Toyota снова вышла на первое место.
На сегодня, компания предлагает 6 легковых моделей, таких как - Camry, Corolla, Prius, Auris, Avensis, Verso, 4 модели внедорожников - RAV4, Land Cruiser 200, Land Cruiser Prado и Highlander, пикап Hilux, минивэн Alphard, а также микроавтобус Hiace.
28 мая 2012 года. Олег Мамчиц, специально для InfoCar.ua
Источник: Toyota.InfoCar.ua
Обсуждение статьи
что тут говорить, тойота мировой бренд!
+1-1ОТВЕТИТЬИнтересно когда в росии начнут собирать тойоту кемри наши тоже будут тормозить конвеер или будут работать по принципу и так сойдёт
+1-1ОТВЕТИТЬВ России будет налажена крупно узловая сборка. Принцип так сойдет не сработает - если не прикрутить колесо, будет очень заметно
+3ОТВЕТИТЬПо объёмам продаж и наличию моделей они просто молодцы! Но качество последних моделей и их отношение к экономии и отделочным материалам уже не выдерживает ни какой критики! Смотрите зазоры на новых Corolla и RAV-4! Это уже беспредел, там реально кривые зазоры и ужасный запах. Может износились формы? Но ведь это не жигули и цена соответственная! Особенно расстроил RAV, там интерьер намного хуже чем в моделях 2005 года и это факт! Пластик жёсткий, кривой и царапучий, про репение и торохтение задних сидений и полки и всяких ящичков можно не говорить! Машина живёт своей жизнью по полной. А почему вы не говорите что все моторы 1.6-1.8 успешно жрут масло после 45000км и это не тайна, менеджеры на Петровке в открытую об этом говорят и рекомендуют менять масло после 10тыс км, если машина для себя и надолго! Цены на сервис и аксессуары космос, электрики на Петровке с кривыми руками, сигнализацию 3 раза перенастраивали, да и продали её в два раза дороже! Тoyota это уже легенда, если у вас была машина 2000-2005г и новая 2011-2012 это простите уже две разные марки!
+1-1ОТВЕТИТЬАга, у сестры Аурис 07 года Sol с роботом, так там уже столько заменили по гарантии, шо караул, сейчас второй раз коробку меняют. Но уже без гарантии. На эвакуаторе три раза привозили.
+1ОТВЕТИТЬТак и есть... Тойота и качество шли об руку до 2004г (+-год по разным оценкам) У моего товарища камри застучала двиглом на 150 000 (товарищъ-аккуратный наездник) после неоднократного обращения начиная со 120 000 о периодической потери мощности. Технари ни чего не нашли, и двиг сдох... Сегодня Тойота - печаль потраченных на нее денег... (не слышал жалоб разве что на LK 200)
+1ОТВЕТИТЬпочему ничего не написано о сотрудничестве с Subaru? Про дочерние бренды Scion i Daihatsu? Модельный ряд как-то опустел, где же Yaris, Avalon, Venza, FJ Cruiser, 4Runner, Tundra, Tacoma, GT 86, Sequoia, Aygo?
ОТВЕТИТЬпотому что это не книга о бренде и не энциклопедия, а короткая статья
-2ОТВЕТИТЬСтатья интересная, но автор довольно свободно обращается с трактовкой понятий андон и кайдзен. На первом фото действительно андон - информационная доска, отражающая ход производственного процесса. А кайдзен - это принцип постоянного эволюционного совершенствования. Контроль качества на каждом этапе - это реализация принципа TQC, который в дальнейшем перерос в TQM - всеобщий менеджмент качества, в котором контроль (а на сегодняшний день уже более широкое понятие "обеспечение" стал лишь одной из обязательных составляющих.
+2-2ОТВЕТИТЬ